Какая сейчас республика во франции: Почему Франция пятая республика? — Франция

Сегодняшняя Франция: пятая республика - Sovetnik.eu

Франция по праву может гордиться своей бурной политической историей. За последние 230 лет она была и монархической страной, и империей, и даже в 1981 году пыталась построить коммунизм. Но главное, за это время страна пять раз меняла республиканскую конституцию. В последний раз это произошло в 1958 году и её стали называть пятой республикой.
Для изменения конституции всегда находилось множество причин, но при любом изменении главным оставалось главенство парламента над исполнительной властью, что не всегда позволяло защищать интересы Французской республики. После Второй мировой войны начался интенсивный распад колониальной системы. Франция была колониальной державой и имела колонии в Северной Африке и Юго-Восточной Азии.

Кровопролитная война за освобождение Вьетнама после Второй мировой войны не принесла Франции ни материальных выгод, ни славы. В других странах Индокитая также стала разворачиваться национально-освободительная борьба. Но Индокитай был далеко, а колонии в Северной Африке рядом и потеря их не утраивала французских буржуа, особенно такой богатой территории, как Алжир. Национально-освободительное движение в это время продолжало усиливаться. Армейская верхушка Франции и офицеры частей, дислоцированных в Алжире, была настроены на вооруженное подавление выступлений алжирцев и в штыки встречала любые мирные инициативы умеренных французских политиков. Более того участились случаи невыполнение приказов правительства и была создана подпольная военная организация ОАС, которая планировала вооруженный переворот во Франции. Налицо был острейший политический кризис – армия отказывалась служить народу.

В этой ситуации парламент обратился к Шарлю де Голь с просьбой возглавить правительство. Он согласился, но выдвинул несколько условий, среди которых главным было изменение конституции с целью укрепления исполнительной власти. И вот в 1958 году была принята конституция Пятой республики, которая действует до сих пор. По этой конституции всей полнотой власти, вплоть до роспуска парламента, обладает президент. Укрепление вертикали власти во Франции позволила сохранить в этой стране демократические принципы.

Становление Пятой республики / Франция / Политический Атлас Современности

Франция / Становление Пятой республики

В октябре 1958 года де Голль вынес на национальный референдум проект новой конституции, которая утверждала в стране политический режим, усиливавший прерогативы исполнительной власти за счёт законодательной; 79,2 % избирателей, принявших участие в референдуме, поддержали проект новой конституции, которая вступила в силу 4 октября 1958 года. С этой даты ведёт своё начало Пятая республика. Согласно конституции 1958 года, большие полномочия получал глава государства. Парламент был бессилен перед президентом (последний был вправе его распустить). Вся полнота правительственной власти была сосредоточена в руках президента. Была введена мажоритарная система выборов, дающая преимущество проправительственной партии. Вместе с тем де Голль ставил перед собой цель ограничить влияние политических партий и свести политическую жизнь страны к противостоянию двух больших блоков — правого и левого, обеспечив политическую и правительственную стабильность в стране.

Принятие конституции повлекло за собой серию выборов, необходимых для формирования высших государственных учреждений. Отличительной чертой выборов 1958 года стала поддержка правительства де Голля всеми партиями, кроме компартии, Автономной социалистической партии (левые социалисты) и пужадистов (крайне правые).

В результате выборов ведущей политической силой стали голлисты, левые партии отступали, а радикалы вообще превратились во второстепенную политическую силу. Коммунисты сохранили большое влияние, но их парламентское представительство свелось к уровню 1928 года. В декабре 1958 году состоялись президентские выборы, убедительную победу на которых одержал де Голль.

В 1958–1960 годах Франция предоставила независимость большинству своих африканских колоний. Именно при де Голле в 1960 году Франция вошла в ядерный клуб. Несмотря на ожесточённое сопротивление националистов, создавших террористическую организацию ОАС, в 1962 году де Голль согласился на предоставление независимости Алжиру.

Осудив агрессию США в Индокитае, де Голль в 1966 году вывел Францию из военной организации НАТО и взял курс на сотрудничество с СССР. Он активно способствовал расширению связей Франции с другими странами «Общего рынка», прежде всего с ФРГ: в 1959 году Франция ввела в действие на своей территории Римский договор 1957 года «Об общем рынке».

Основными задачами внутренней политики де Голль считал укрепление государственной власти, повышение экономической активности французской промышленности и её модернизацию. В 1965 году де Голль был переизбран на второй срок после победы во втором туре над единым кандидатом от левых Франсуа Миттераном. В мае 1968 года начались студенческие волнения, вызванные недовольством старой системой французского высшего образования. Студентов поддержали широкие слои интеллигенции и рабочие, начавшие всеобщую стачку и захватившие предприятия. Экономика была парализована, в Париже развернулось строительство баррикад и уличные столкновения между студентами и силами охраны порядка. Лишь в июне де Голль сумел восстановить контроль над страной. Понимая, что «красный май» 1968 года свидетельствует о глубоком недовольстве существующей общественно-политической системой в целом, де Голль заявил, что приступает к великой реформе, суть которой состояла в системе «участия»: рабочих — в управлении предприятиями и в разделе прибылей с предпринимателями, студентов — в руководстве высшими учебными заведениями и др.

В 1969 году французский президент с целью укрепления власти решил провести референдум (о реформе сената и территориально-административного устройства). Однако реформы де Голля были отвергнуты обществом, и в апреле 1969 года генерал добровольно сложил с себя полномочия президента Французской республики. С отставкой де Голля завершился первый этап истории Пятой республики и начался новый её этап — постголлистский.

←   Назад  |   Становление Пятой республики   |   Вперёд   →


Во Франции готовятся к третьему карантину. Новости. Первый канал

В Европе, например, ситуация такая, что в некоторые страны не пускают даже из ЕС. Франция на пороге третьего карантина, об этом говорят не первый день. Правда, власти медлят. В местной прессе уже появились версии: мол, Эммануэль Макрон боится массовых протестов. Как в Нидерландах, где толпу, громившую столицу и другие города, разгоняли водометами и резиновыми пулями, а теперь участники беспорядков получают реальные сроки заключения. По данным СМИ, каждый второй житель Франции против локдауна.

Во Франции ужесточение мер не дало никакого результата. Две недели назад тут перенесли комендантский час на два часа раньше. Теперь он начинается в шесть вечера. Но еженедельный прирост заболевших каждую неделю увеличивается на 10%. В реанимации с COVID сейчас находятся 3100 человек, столько же, сколько было в октябре, в канун второго карантина. И уже никто не сомневается, что и третий локдаун неизбежен.

Все были уверены, что президент Макрон объявит карантин уже на этой неделе, но в Елисейском дворце пока держат паузу. В кулуарах говорят: это чтобы «не убить» сезон скидок, который только что начался. Хоть как-то поддержать коммерсантов. Однако более агрессивный британский штамм наступает: в начале января выявляли 500 случаев в день, теперь уже 2000.

– Мы хотим избежать эпидемии в эпидемии, которая пока еще не сильно ощущается во Франции, но все указывает на то, что она начнется, если мы ничего не предпримем, – выступил Оливье Веран, министр здравоохранения Франции.

Дания решила на три недели продлить локдаун, чтобы затормозить распространение вируса-мутанта. Опасаются, что уже в феврале он будет доминировать в стране:

– Сейчас мы видим развитие двух параллельных тенденций: одна – это известный вариант вируса, она идет вниз. И другая, его новая разновидность, идет вверх, – собщила Метте Фредериксен, премьер-министр Дании.

Датские власти продлили также ограничения на въезд и выезд из страны.

В Германии, в Баварии из-за британского штамма закрыли на карантин один из госпиталей. Там вирус-мутант обнаружили у 80 пациентов. Плюс заболели около ста медиков. Еще у 11 диагноз под вопросом. Как британский штамм появился в баварской больнице, неясно. Версия о том, что кто-то привез его из Великобритании не подтверждается. Не исключают, что мутация произошла уже на месте. Пока общая ситуация в Германии выглядит вполне оптимистично. Но угрозу появления новых, более опасных штаммов, там рассматривают очень серьезно. И тоже готовятся ввести запрет на заграничные полеты.

В Объединенной Европе это теперь общая тенденция. Еврокомиссия намерена максимально сократить поездки даже передвижение внутри ЕС.

– Все согласны, что есть необходимость серьезно ограничить поездки, которые не являются жизненно необходимыми. Это предложение горячо поддержали все министры, – рассказал Илва Йоханссон, комиссар Европейской комиссии по внутренним делам.

В Великобритании, где число жертв пандемии уже превысило 100 тысяч, из страха перед новыми штаммами закрыли границы для туристов из Латинской Америки, Португалии и ЮАР. В списке 22 государства. А все британцы, возвращающиеся оттуда домой, должны провести 10 суток в изоляции в специальных карантинных отелях. Впрочем, власти хотели бы, чтобы подданные королевства вообще не ездили никуда.

– Туристические поездки запрещены. И сотрудники погранконтроля станут спрашивать людей, с какой целью они уезжают. Если причина будет не удовлетворительной, их попросят вернуться домой, – говорит Борис Джонсон, премьер-министр Великобритании.

На этом фоне Испания как островок прежней жизни. Открыты рестораны и кафе, работают театры и музеи. Соседи по ЕС, пока еще можно, приезжают сюда, чтобы, что называется, выдохнуть. В передышке нуждаются все.

Во Франции в парижском пригороде полицейские устроили вечеринку. До трех утра они плясали Макарену всем отделением в комнате, где по новым санитарным правилам могут находиться только шесть человек. Французы в шоке, и эти люди каждый день сотнями выписывают штрафы за отсутствие маски или нарушение комендантского часа? Передышка закончилась. Теперь выговор и штраф грозят и им самим.

Власти Франции представили закон против радикального исламизма :: Политика :: РБК

Кроме того, в законопроекте содержатся меры по борьбе с действиями, наносящими ущерб достоинству других, — в частности, врачам запрещается выдавать так называемые сертификаты девственности, которые требуют от девушек при насильственном браке.

Почему закон стал актуален для Франции

В начале октября президент Франции Эмманюэль Макрон выступил с речью, в которой раскритиковал появление в стране мусульманских общин, которые живут фактически по собственным законам и не считаются с ценностями и традициями французского общества. «Мы создали этот сепаратизм своими же руками», — заявил Макрон, сравнив ситуацию с «социальным и этническим апартеидом». «Мы создали регионы, в которых заветы республики не реализуются на практике», — сказал он. «Радикальный исламизм» подрывает основы, на которых стоит республика, уверен французский лидер, а сама эта религия переживает кризис, одно из главных проявлений которого — борьба между радикальными и умеренными сторонниками ислама. «Мы должны решительно бороться с проявлениями радикализма [...]», — добавил Макрон.

За последние несколько лет во Франции неоднократно имели место теракты, совершенные исламистскими радикалами. В 2015 году исламисты совершили вооруженное нападение на редакцию сатирического журнала Charlie Hebdo, опубликовавшего карикатуру на пророка Мухаммеда. В 2016 году в День взятия Бастилии на заполненную людьми набережную Ниццы выехал грузовик, погибли 86 человек, ответственность за это взяла на себя группировка «Исламское государство» (запрещена в России). В конце октября 2020 года в пригороде Парижа был убит учитель Самюэль Пати. Его обезглавил 18-летний Абдуллах Анзоров — чеченец, получивший во Франции статус беженца. Это произошло после того, как на одном из уроков, посвященных свободе слова, Пати показал ученикам карикатуры на пророка из журнала Charlie Ebdo.

Как сообщил Макрон, с момента его прихода в Елисейский дворец спецслужбы страны зафиксировали 32 попытки устроить теракты в стране. Наибольшая опасность исламской радикализации, по данным властей, в 15 регионах — там за последнее время были закрыты четыре школы и более десяти общественных организаций.

Церемония прощания с убитым учителем в Париже. Фоторепортаж

Макрон неоднократно заявлял, что французские власти будут защищать свободу слова в стране. «Мы не откажемся от карикатур, от рисунков, даже если другие отступают», — отметил он, комментируя убийство учителя Самюэля Пати в конце октября. «Самюэль Пати был убит потому, что исламисты хотят разрушить наше будущее, и потому, что знают: с такими скромными героями, как он, они этого не добьются. Они хотят поделить мир на верующих и на тех, кто не верует», — сказал президент, пообещав ограничить влияние исламистов в стране.

Не приведет ли это к обострению противостояния

В результате своих ярких выступлений французский президент столкнулся с критикой со стороны мирового мусульманского сообщества — соответствующие заявления сделали, в частности, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и глава Чечни Рамзан Кадыров (по его мнению, Пати сам спровоцировал нападение на себя).

Video

Закон о защите светского государства разрабатывался во Франции давно, напомнил ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Федоров. «Изначально в законе планировалось напрямую декларировать намерение бороться с «исламским сепаратизмом», но потом, как мы видим, текст был смягчен, и все прямые упоминания ислама были убраны», — отметил он в разговоре с РБК.

По мнению эксперта, содержащиеся в законе меры стали ожидаемой реакцией на серию убийств, которые «стали шоком для всей страны». «С одной стороны, Макрон принял меры, способные усилить контроль за мусульманскими организациями и пресечь радикализм, чего от него хотел правый электорат. С другой — текст закона был смягчен, чтобы подстраховаться и минимизировать острую реакцию со стороны мусульманской общины», — говорит Федоров.

«Разумеется, то, что одни считают проявлениями фанатизма, для других — просто следование своей религии. Но в целом в тексте нет ничего, что можно было бы интерпретировать атаку на ислам как религию в целом», — считает эксперт консалтинга Eurasia Group Мужтаба Рахман.

Автор

Евгений Пудовкин

Сенат Франции призвал правительство признать Нагорный Карабах

Сенаторы Франции в количестве 305 человек приняли резолюцию с призывом к правительству страны признать Нагорно-Карабахскую республику (НКР), сообщается на сайте французского парламента. Один сенатор проголосовал против. На данный момент Нагорно-Карабахская республика не признана ни одной страной—членом ООН.

«Сенат... призывает правительство признать республику Нагорный Карабах и сделать это признание инструментом переговоров для установления прочного мира»,— говорится в документе.

По мнению законодателей Франции, признание НКР воспрепятствует «экспансионистской политике» Турции, которая «представляет угрозу для безопасности Франции и Европы в целом». Сенаторы отмечают поддержку «военной агрессии Азербайджана» с турецкой стороны.

В ходе обсуждения резолюции в сенате госсекретарь при МИД Франции Жан-Батист Лемуан заявил, что признание независимости НКР не принесет никому пользы. «Односторонее признание Францией независимости Нагорного Карабаха не было бы полезно никому: ни Армении, ни населению Карабаха, ни Франции, ни другим сопредседателям Минской группы (ОБСЕ), ни Европе»,— сказал он (цитата по «РИА Новости»).

Премьер-министр Армении Никол Пашинян в Facebook назвал подписание резолюции «историческим решением».

В администрации президента Азербайджана Ильхама Алиева заявили, что Баку расценивает резолюцию сената Франции «как обычный листок бумаги».

19 ноября председатель французской партии «Республиканцы» Брюно Ретайо сказал, что только независимость НКР может гарантировать права и свободы ее жителей «перед лицом турецкого исламистского экспансионизма». 9 ноября между Азербайджаном и Арменией при посредничестве России было подписано соглашение о мире, в результате которого часть территорий НКР перешла под контроль Баку.

Подробнее об отношении Франции к вопросу — в материале “Ъ” «Мы будем просить признать Нагорно-Карабахскую республику».

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО ФРАНЦИИ: описание, характеристика

Основная функция президента Франции — наблюдение за соблюдением Конституции, выполнение роли национального арбитра, обеспечивающего регулярную и надлежащую деятельность исполнительной власти и преемственность государства. Президент — гарант национальной независимости и территориальной целостности, соблюдения Франции принятых ею международных обязательств, он верховный главнокомандующий, представляет страну на международной арене, назначает высших гражданских и военных должностных лиц. Назначает премьер-министра, совместно с ним формирует кабинет и прекращает полномочия последнего при его отставке. Президент председательствует на заседаниях кабинета и утверждает его решения.

Президент Франции избирается независимо от парламента и имеет право его роспуска с обязательным условием объявления даты внеочередных выборов. Президент лишён права законодательной инициативы, но может издавать декреты и указы, обладающие силой законов, организовывать референдумы по вопросам внутренней и внешней политики. Президент пользуется правом отлагательного вето на решения парламента.Наконец, Конституция предоставляет президенту чрезвычайные полномочия при возникновении «серьёзной и непосредственной угрозы» для территориальной целостности страны и нарушении «нормальной деятельности органов государственной власти». В целом президентская власть во Франции — всеобъемлющая, определённых границ она не имеет.

Во Франции президент следит за соблюдением Конституции. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность государства. Он является гарантом национальной независимости, целостности территории, соблюдения международных договоров.

Если пост Президента по какой бы то ни было причине окажется вакантным или Конституционный совет по запросу Правительства абсолютным большинством голосов констатирует обстоятельства, препятствующие Президенту осуществлять свои функции, то они, как правило, временно возлагаются на председателя Сената, а если у него в свою очередь возникнут препятствия к их исполнению — на Правительство.

Президент Республики назначает Премьер-министра. Он прекращает исполнение его функций по заявлению последнего об отставке Правительства. По представлению Премьер-министра Президент назначает других членов Правительства и прекращает их полномочия.

Президент Республики по предложению Правительства во время сессии Парламента или по совместному предложению обеих палат Парламента, которое публикуется в Официальном вестнике, может передать на референдум любой законопроект об организации государственной власти, о реформах, касающихся экономической или социальной политики и публичных служб, им содействующих, или направленный на одобрение ратификации какого-либо договора, который, не вступая в противоречие с Конституцией, отразился бы на функционировании институтов.

Президент Республики может после консультации с Премьер-министром и председателями палат объявить о роспуске Национального собрания. Всеобщие выборы проводятся не ранее чем через 20 и не позднее чем через 40 дней после роспуска.

Президент Республики подписывает ордонансы и декреты, принятые Советом министров. Он назначает на гражданские и военные государственные должности. Государственные советники, великий канцлер Почетного легиона, послы, чрезвычайные посланники, старшие советники Счетной палаты, префекты, представители Правительства в заморских территориях, генералы, ректоры академий, директора центральных ведомств назначаются Советом министров. Президент Республики аккредитует послов и чрезвычайных посланников в иностранных государствах; иностранные послы и чрезвычайные посланники аккредитуются при нем.

В 2017 г. во Франции состоялись президентские выборы. Победу одержал, набрав 66,1% голосов, Эммануэль Макрон, лидер позиционирующегося как центристское движения «Вперёд!», бывший министр экономики, промышленности и цифровых технологий в предыдущем правительстве социалиста М. Вальса. Глава «Национального фронта» Марин Ле Пен получила 33,9% голосов. Борьба за пост Президента Франции велась между четырьмя основными партиями: «Социалистической», «Республиканцы», движениями «Национальный фронт» и «Вперед!».

По оценкам французских экспертов среди президентов Пятой республики после 1965 г. Э. Макрон лидирует по поддержке избирателей (после Ж. Ширака, получившего в 2002 г. 82,2% голосов), но при этом и число воздержавшихся от голосования (25,4%) – рекордное после Ж. Помпиду (31,1%).

За время своего 5-летнего правления Э. Макрон рассчитывает выйти на годовой рост ВВП в 1,8%, снизить объем госдолга до 93% ВВП, свести дефицит государственного бюджета до 1% ВВП. При этом власти рассчитывают сэкономить 60 млрд евро (25 млрд – за счет сокращения госаппарата, 25 млрд – урезание социальных программ, 10 млрд – за счет сокращения финансирования местных властей). Правительством проводится либерализация трудового законодательства, начатая при администрации социалиста Ф. Олланда; реформа государственного аппарата – сокращение численности, переобучение, переход на цифровой документооборот; изменение регулирования бизнеса – сокращение проверок, упрощение некоторых норм, в частности, в строительстве, снижение налоговой и социальной нагрузки на предприятия; идет обновление политического класса страны.

Когда институты Республики, независимость нации, целостность ее территории оказываются под серьезной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование конституционных публичных органов прекращено, Президент Республики принимает меры, которые диктуются этими обстоятельствами, после официальной консультации с Премьер-министром, председателями палат, а также Конституционным советом. Он информирует об этом нацию посланием.

Премьер-министр Франции назначается президентом на неопределённый срок из состава депутатов партии, получившей большинство на выборах. Премьер-министр ответственен и перед президентом, и перед парламентом. Он руководит деятельностью правительства и несёт за неё ответственность, обеспечивает выполнение законов, отвечает за обороноспособность страны. При необходимости ведёт вместо президента заседания Высшего национального совета обороны, а также в исключительных случаях — заседания Совета министров (при наличии специальных полномочий от президента в конкретной области).

Премьер-министр Франции совместно с президентом участвует в разработке экономической программы правительства, если они принадлежат к разным партиям (в противном случае это миссия президента). Премьер-министр пользуется правом законодательной инициативы: он и члены кабинета могут издавать подзаконные акты по экономическим и социальным вопросам. Примерно 20% рассматриваемых парламентом законопроектов разрабатываются правительством, причём подавляющая их часть (4/5 и более) принимаются.

Правительство определяет и проводит политику нации. В его распоряжении находится администрация и вооруженные силы. Оно ответственно перед Парламентом. Премьер-министр руководит деятельностью Правительства. Он несет ответственность за национальную оборону. Он обеспечивает исполнение законов. Он может делегировать некоторые свои полномочия министрам.

Премьер-министр замещает в случае необходимости Президента Республики в качестве председателя на заседаниях советов и комитетов.В исключительных случаях он может по специальному поручению замещать Президента в качестве председателя на заседаниях Совета министров с определенной повесткой дня.

Акты Премьер-министра контрассигнуются в случае необходимости министрами, ответственными за их исполнение. Функции члена Правительства несовместимы с осуществлением любого парламентского мандата, с любым профессиональным представительством общенационального характера, с любой государственной должностью или профессиональной деятельностью.

Подробнее о Франции:
Геологическое строение Франции
Полезные ископаемые Франции

Эрдоган оскорбил Макрона после убийства учителя под Парижем.

Франция отзывает посла в Турции

Автор фото, Reuters

Подпись к фото,

Эммануэль Макрон назвал погибшего учителя Семюэля Пати "лицом республики"

Франция отозвала своего посла в Турции для консультаций, после того как турецкий президент Реджеп Эрдоган оскорбительно высказался в адрес президента Франции Эммануэля Макрона.

Эрдоган сказал, что Макрону нужно проверить, здоров ли он психически, в ответ на недавние заявления французского президента в защиту светского государства и обещания бороться с радикальным исламом.

Макрон выступил с пылкой речью после убийства французского учителя Самюэля Пати, показавшего классу карикатуры на пророка Мухаммеда в рамках дискуссии о свободе слова. Он пообещал, что Франция не откажется от карикатур.

"Он был убит именно за то, что воплощал собой Республику, - сказал Макрон. - Он был убит, потому что исламисты хотят забрать наше будущее. Они знают, что именно благодаря таким незаметным героям, как он, они его никогда не получат".

Исламская традиция строго запрещает изображать пророка Мухаммеда, как и Аллаха.

Однако лаицизм (laïcité) - то есть нерелигиозность - один из существенных принципов французского национального самосознания. Французские власти считают, что ущемление свободы слова в угоду чувствам определенного сообщества подорвет единство страны.

Отвечая на развернутую Макроном кампанию в защиту светских ценностей, которая началась еще до убийства Самюэля Пати, Эрдоган в своем публичном выступлении задал вопрос: "Что за проблема у человека по имени Макрон с исламом и с мусульманами?"

"Макрону надо проверить, здоров ли он психически. Что еще можно сказать о главе государства, который не понимает, что такое свобода вероисповедания, и ведет себя подобным образом по отношению к миллионам людей, живущих у него в стране, но принадлежащих другой вере?" - добавил турецкий президент.

После этих заявлений Эрдогана представитель французского президента сообщил агентству Франс-Пресс, что посол Франции отозван из Турции для консультаций и встречи с Макроном.

"Слова президента Эрдогана недопустимы. Грубость и неумеренность - это не метод. Мы требуем, чтобы Эрдоган сменил направление своей политики, потому что она опасна во всех отношениях", - сказал представитель президента Франции.

Эрдоган ревностный мусульманин, и он сделал ислам частью государственной политики Турции после того, как его Партия справедливости и развития пришла к власти в 2002 году.

Автор фото, Reuters

Подпись к фото,

Эрдоган ввел ислам в государственный мейнстрим Турции

Самюэль Пати был обезглавлен 16 октября в предместье Парижа, возле школы, где он преподавал. Его убийца чеченского происхождения, 18-летний Абдулла Анзоров, был застрелен полицейскими вскоре после этого нападения.

По делу об убийстве французского учителя обвинения предъявлены семерым подозреваемым, двое из которых - учащиеся. Подростки за деньги указали на учителя убийце, который сказал им, что заставит Пати извиниться на камеру.

В 2015 году 12 человек - большая часть из них сотрудники журнала - были убиты исламскими экстремистами во время нападения на французский сатирический журнал Charlie Hebdo, напечатавший карикатуры на исламского пророка.

В начале октября президент Макрон описал ислам как религию, "находящуюся в кризисе", и объявил о планах ужесточить законы, нацеленные на борьбу "с исламским сепаратизмом во Франции".

По его словам, часть примерно 6 млн проживающих во Франции мусульман хотят сформировать свое "контр-общество".

Некоторая часть мусульманского сообщества, проживающая в странах Западной Европы, обвиняет Макрона в попытке подавить ислам и заявляет, что развернутая им кампания легитимизирует исламофобию.

Почему Франция в Пятой республике? | История

Скоро президентские выборы во Франции, и с ними у популистского лидера появится еще одна возможность радикально изменить курс Европейского Союза. Точно так же, как Тереза ​​Мэй из Консервативной партии пришла к власти в Соединенном Королевстве, но Норберт Хофер из Партии свободы не смог выиграть свою президентскую заявку в Австрии, выборы во Франции - всего лишь еще одно столкновение между конкурирующими идеологиями национализма и глобализма.Французские граждане впервые проголосуют за одного из одиннадцати кандидатов 23 апреля. Ожидается, что ни один из кандидатов не получит абсолютного большинства, что означает, что 7 мая состоится второй тур выборов между двумя кандидатами, набравшими наибольшее количество голосов. . На данный момент опросы показывают близкую гонку между Марин Ле Пен (ультраправый лидер, который планирует запретить всю легальную иммиграцию, вывести Францию ​​из ЕС и имеет связи с неонацистами), Эммануэль Макрон (центрист и бывший министр экономики) и Жан-Люк Меланшон (крайне левый кандидат, обещающий повысить минимальную заработную плату и ограничить рабочую неделю до 35 часов).

Пока мир ждет, кто станет следующим лидером Пятой республики, некоторые американцы могут задаться вопросом - что такое пятая республика и какие четыре другие? Чтобы помочь вам разобраться в тонкостях французской политической истории, мы собрали данные о предыдущих демократических правительствах в стране свободы, равенства и братства.

Текущее правительство

Пятая республика - это название нынешнего правительства Франции.Он начался в 1958 году после переворота, совершенного французскими военными в колониальном Алжире, который убедил чиновников в Париже распустить парламент. Опасаясь, что военные могут распространить свой контроль за пределы Африки, правительство вызвало бывшего генерала Шарля де Голля на пенсию, чтобы сохранить единство страны, как он это делал в годы после освобождения Второй мировой войны. Для этого он разработал новую конституцию. При этом правительстве президент обладает значительной властью, имеет пятилетний срок (первоначально было семь) и, после внесения изменений в конституцию в 1962 году, избирается прямым голосованием французского народа.(Де Голль занимал эту должность до 1968 года.)

Эта система правления резко отличается от предыдущих республик, которые опирались на парламентское правление. В Пятой республике глава государства назначает премьер-министра, который возглавит парламент (который состоит из Сената и Национального собрания), контролирует вооруженные силы и ядерный арсенал Франции, может распускать парламент и проводить референдумы. законы или конституционные изменения.

Одним из недостатков полномочий президента является возможность «сожительства», когда президент принадлежит к другой политической партии, чем большинство политиков в парламенте.В этих случаях президент должен выбрать премьер-министра, который будет принят парламентом, и эти двое более справедливо разделяют полномочия по управлению.

Первая Республика

Все началось с цены на хлеб и множества других социальных, политических и экономических факторов. 1789 год ознаменовал начало Французской революции, когда женщины вышли на Версаль, граждане штурмовали Бастилию и монархия была свергнута. В результате революции родилась Первая республика, организованная в 1792 году с Национальным конвентом, состоящим из нескольких политических партий, в том числе горцев, которые пользовались поддержкой буржуазии года в Париже , и жирондистов, которые хотели, чтобы национальное правительство было выбрано все французские граждане, а не только парижане.Но Первая республика страдала от насилия и потрясений. За почти десять лет Республиканский комитет общественной безопасности, в состав которого входил печально известный Максимилиан Робеспьер, казнил тысячи людей и арестовал более 200 тысяч, чтобы избавиться от контрреволюционеров. Кровавый период получил название «царство террора».

Среди хаоса организации и управления молодой республикой, военный офицер по имени Наполеон Бонапарт поднялся по служебной лестнице.После успешного подавления бунта роялистов в Париже в 1795 году Наполеон получил командование французской армией. Он начал кампанию в Италии, вторгся в Египет, захватил еще больше территорий в Европе и к 1804 году короновал себя императором, положив конец Первой республике Франции.

Вторая республика

После нескольких десятилетий правления Наполеона, а затем правления различных монархов Бурбонов, французские граждане провели многочисленные протесты и восстания, отчасти из-за экономического кризиса, который продолжал вызывать ухудшение условий жизни для низшего класса.Коалиция политиков создала вторую конституцию и новую республику в 1848 году после падения короля Луи-Филиппа. Но никто иной, как племянник Наполеона Бонапарта, Наполеон III, приехал, чтобы быть избранным президентом. За время своего пребывания в должности он провел множество демократических реформ, в том числе отменил рабство на всех французских территориях, предоставил огромную свободу печати, создал социальные программы для безработных и расширил всеобщее избирательное право. Но, как и его дядя до него, Наполеон III не был удовлетворен властью, которая давалась президентом.К концу 1851 года он организовал переворот, а в 1852 году новая конституция дала ему диктаторские полномочия, что положило начало Второй империи, просуществовавшей почти 20 лет.

Третья республика

Продолжительность Третьей республики - 70 лет - была по сути счастливой случайностью. После того, как Наполеон III втянул Францию ​​в катастрофическую войну с Пруссией и был взят в плен, изгнанный вождь бежал в Англию. Третья республика должна была быть чем-то вроде республики-временного, пока монархисты не решили, какую королевскую семью возложить на нее, но затем она продолжала пыхтеть. Это не означает, что политическая ситуация была полностью стабильной; Только с 1929 по 1939 год было 18 различных правительств. Но даже несмотря на политические колебания, страна в целом процветала. По стране пролегали железные дороги, правительство разделило церковь и государство по закону, а Франция приобрела все больше колониальных территорий в Северной и Западной Африке, на Мадагаскаре и Индокитае.

Но республика балансировала после дела Дрейфуса, в котором еврейский офицер был ошибочно признан виновным в немецком шпионаже.Дебаты по поводу невиновности Дрейфуса разделили страну и совпали с ростом национализма, которым отмечены обе мировые войны. Начало Второй мировой войны и успешное вторжение Германии во Францию ​​положили конец Третьей республике в 1940 году.

Четвертая республика

Обе мировые войны закончились, Великая депрессия навсегда осталась в прошлом, и Франция была свободна от марионеточного правительства Виши. Так что же может пойти не так в новую эру мира и европейского единства? Оказывается, много.Четвертый удар страны по республике был отмечен главным образом церемониальным президентом с сильным законодательным органом, но политики были избраны по системе пропорционального представительства, «в результате чего места получили так много партий, что было трудно создать стабильное коалиционное правительство», - пишет политолог Натан Ричмонд. Средний кабинет просуществовал всего шесть месяцев, а за 12 лет между 1946 и 1958 годами было 16 премьер-министров.

Что привело правительство к критической точке, так это кризис в Алжире.Война за независимость назревала уже несколько лет, и европейские колонисты в Алжире - их было более 1 миллиона, и они контролировали правительство территории - беспокоились, что Франция откажется от них, если Алжир получит независимость. Французская армия в Алжире медленно консолидировала власть и к маю 1958 года получила полный контроль над территорией. Правительство в Париже, опасаясь каскада военных переворотов по всей империи, уступило требованиям армии. Правительство распалось и привело к власти Шарля де Голля, чтобы он переписал новую конституцию, положив начало Пятой республике.

Продержится ли Пятая республика?

Политологи и ученые пытались ответить на этот вопрос с момента основания Пятой республики, и невозможно сделать ничего, кроме обоснованных предположений. С тех пор, как де Голль впервые написал свою конституцию, в нее было внесено 24 изменения, которые повлияли на 2/3 ее статей. Пока гибкость конституции и сила прошлых президентов держали Пятый на плаву.Но поскольку кандидат в президенты Меланшон возглавляет марш за «шестую республику», а Марин Ле Пен говорит о радикальном изменении внутренней политики Франции, неизвестно, что может произойти в ближайшие месяцы.

Как работает французское правительство | Gouvernement.fr

Конституция

Принятая 4 октября 1958 года Конституция Пятой республики в значительной степени основана на принципах, изложенных генералом де Голлем во время его знаменитой речи в Байе 16 июня 1946 года: подотчетность правительства парламенту, состоящему из двух палат, с более сильной парламентской системой и подотчетностью президента республики народу.Прочтите Конституцию

Правительство

Назначается президентом Республики (главой государства), премьер-министр является главой правительства. Он «руководит действиями правительства» (статья 21 Конституции) и в принципе устанавливает основные политические руководящие принципы, которые, за исключением случаев сожительства, принадлежат президенту Республики. Он также должен обеспечивать координацию действий правительства и не допускать, чтобы различные министры выдвигали противоречивые инициативы через его арбитраж.Он не является начальником других министров. Он может никогда не заставить их принять решение, за которое они не хотят брать на себя ответственность, но он может предложить их увольнение Президенту в случае серьезного проступка. Этой роли по надзору за действиями правительства способствуют определенные компоненты: премьер-министр от имени правительства «имеет в своем распоряжении государственную службу» (статья 20), внутренние службы расположены в отеле Matignon (Генеральный секретариат Правительство, кабинет и т. д.) и большое количество закрепленных за ней сервисов.

Премьер-министр обеспечивает исполнение законов и осуществляет регулирующие полномочия при условии подписания главой государства указов и указов, которые были рассмотрены в Совете министров. В исключительных случаях он может заменить Президента Республики на посту председателя Совета министров. Он также отвечает за национальную оборону, хотя общие руководящие принципы часто устанавливаются президентом республики.

Министры и государственные министры назначаются Президентом Республики по предложению Премьер-министра. Их полномочия сосредоточены вокруг двух основных миссий. С одной стороны, министры возглавляют министерский департамент. Кроме того, министры несут ответственность за надзор за государственными юридическими лицами, действующими в сфере компетенции своих министерских ведомств. В принципе, министры не обладают регулирующими полномочиями (то есть полномочиями диктовать общие стандарты), за исключением управления своим собственным министерским департаментом.Регулирующая власть обычно осуществляется премьер-министром, который может делегировать осуществление этой власти своим министрам. Однако последние должны скрепить подписью указы Президента Республики и Премьер-министра, относящиеся к сферам их компетенции.

С другой стороны, на министров возложена политическая миссия. Их основная роль заключается в стимулировании и реализации государственной политики. Участие в политической жизни традиционно было частью их деятельности во времена Третьей и Четвертой республик.Теперь, за исключением периодов выборов, в течение которых министры зачисляются в список, политический аспект их деятельности ограничивается Советом министров и парламентом, где обсуждается конкретный аспект деятельности правительства.

Заявление об общей политике является традицией Пятой республики, но не является обязательством, установленным Конституцией. Пункт 1 статьи 49 гласит, что премьер-министр может обязать правительство путем голосования членов парламента за одобрение его программы или «потенциально в отношении заявления об общей политике».Премьер-министр использует эту речь, чтобы запечатлеть стиль и взять на себя роль главы парламентского большинства.

При вступлении в должность правительство не является обязательным. Таким образом, некоторые правительства никогда не брали на себя таких обязательств и, соответственно, получали легитимность только после назначения президентом республики или, как в случае с девятым парламентом (1988-1993 годы), потому что они не имели абсолютного большинства в Национальном собрании. . Однако с 1993 года все правительства обратились к Национальному собранию с просьбой выразить ему вотум доверия в течение нескольких дней после назначения.

В частности, несколько правительств обратились к Национальному собранию с просьбой выразить вотум доверия в связи с каким-либо особым мероприятием. Всего с 1958 года пункт 1 статьи 49 применялся 35 раз.

Положения статьи 49 Конституции


Раздел V Конституции от 4 октября 1958 года касается отношений между парламентом и правительством (статьи 34–51-2). В статье 49 излагаются механизмы контроля со стороны парламента, включая три варианта, позволяющие поставить под сомнение обязательства правительства перед Национальным собранием:
  • , когда правительство запрашивает вотум доверия его программе или делает заявление об общей политике.В случае принятия абсолютным большинством голосов против, Правительство должно подать в отставку;
  • путем внесения предложения недоверия одной десятой членов парламента, принятого абсолютным большинством членов Национального собрания. Следовательно, правительство свергнуто;
  • , когда Правительство применяет статью 49. 3 Конституции. Члены парламента могут вынести вотум недоверия и проголосовать по нему в течение 48 часов, чтобы возразить против принятия закона без голосования.В этом случае правительство также должно подать в отставку.

Совет Министров

Совет министров является коллегиальным органом, который объединяет всех министров (государственные министры обычно заседают в Совете министров при обсуждении вопросов, за которые они несут ответственность) и является средством демонстрации единства правительства. В состав этого органа входят также генеральный секретарь правительства и генеральный секретарь президента республики. Это единственный государственный орган, определенный Конституцией.

Совет министров собирается еженедельно, обычно по средам, под председательством президента Республики в Елисейском дворце. Повестка дня определяется совместно Президентом и Премьер-министром. Премьер-министр предлагает, а Президент утверждает повестку дня.

Встреча состоит из трех этапов:
  • первый этап фокусируется на текстах, представляющих общий интерес - законопроектах, указах, указах, - для которых необходимо рассмотрение Советом министров;
  • на втором этапе рассматриваются индивидуальные решения, в основном связанные с назначением высших государственных служащих;
  • третий этап обычно посвящен презентации министра о состоянии прогресса реформы, за которую он / она отвечает, выступления президента, который может запросить мнение участников по определенному вопросу.Министр иностранных дел еженедельно представляет обновленную информацию о международной ситуации.
По окончании заседания Совета министров Генеральный секретарь Правительства составляет протокол решений, в котором излагаются и подтверждаются принятые решения. Генеральный секретарь Правительства также составляет подробные протоколы заседаний.

французских политиков, правительства и конституции. About-France.com





Правительство, Конституция и политика во Франции



Последнее обновление страницы; 2019

Конституция Франции:

Франция - республика; институты управления Франции определены Конституцией, более конкретно, действующей конституцией, являющейся Конституцией Пятого Республика. Конституция изменялась несколько раз с начала Пятой республики, последний раз в июле 2008 г., когда Французский «Конгресс» (совместное собрание двух палаты Парламента) одобрено - 1 голосом более 60% большинства обязательный - конституционный изменения, предложенные президентом Саркози.

Пятая республика: пятая республика была основана в 1958 г., и в значительной степени это работа генерала де Голля - его первая президентом, а Мишель Дебре - его премьер-министром.Это был изменено 17 раз. Хотя французская конституция является парламентской, она дает относительно широкие полномочия исполнительной власти (президенту и Министры) по сравнению с другими западными демократиями.

Исполнительная власть:

Глава государства и глава исполнительной власти Президент , избирается всеобщим голосованием.
Президент Франции как глава государства и глава исполнительной власти, таким образом, обладает большей властью, чем лидеры большинства других европейских страны, где эти две функции разделены (например, в Великобритании, монарх и премьер-министр, в Германии президент и Канцлер.)

С мая 2017 года президент Франции Эммануэль Макрон, избранный на этот пост в 39 лет, самый молодой Французский лидер со времен Наполеона.

Первоначально президент Пятого Республика была избрана сроком на 7 лет ( леев. septennat ) с возможностью возобновления любое количество раз. С 2002 г. Президент избран сроком на 5 лет ( леев. quinquennat ). После принятия Конституционного реформы, максимальное количество сроков, которое может быть президент, было ограничено двумя.
В Президент, который также является верховным главнокомандующим вооруженными силами, определяет политика с помощью его Совета министров ( совет des ministres ). В резиденция президента Французской Республики Елисейский дворец (le palais de l'Elysée) в Париже.

Президент назначает премьер-министра министр (в настоящее время - 2019 - Эдуард Филипп), который формирует правительство . В Резиденция премьер-министра Франции находится в Matignon House (l'Hôtel Matignon) в Париже.

В теоретические министры выбираются премьер-министром; на практике, если президент и премьер-министры - представители разных сторон политического спектра (система известный как ла сожительства), премьер-министр и президент работают вместе, чтобы сформировать правительство. Президент должен одобрить назначение правительства. министры.

шкаф le Conseil des ministres, встречается еженедельно под председательством президента.Министры определяют политику и ставят перед ними новое законодательство Парламент в виде законопроектов ( проекта de loi) ; в В рамках существующего закона они применяют политику посредством указов ( постановления) .

законодательная власть:
В Французский Парламент состоит из двух палат или палат. Нижний и главная палата парламента - Assembée nationale , или национальное собрание; вторая камера - SÃ © nat или Сенат.Члены парламента, называемые Депутами, избираются всеобщим голосованием, на всеобщих выборах (Élections législatives) , которые проводятся каждые пять лет. Сенаторы избираются «великими выборщиками», которые в основном состоят из других местных выборщиков. представители.
Избирательная система для парламентских выборы в Национальное собрание проходят в два тура; а кандидат может быть избран в первый раунд путем получения абсолютного большинства поданных голосов. Второй тур - это второй тур между двумя или более кандидатами, обычно двумя.
В 2018 году движение Эммануэля Макрона La République на марше (LREM) имеет подавляющее большинство в Национальном собрании; однако ни одна партия не имеет большинства в Сенате, хотя У правых и правоцентристских партий есть большинство.
судебная власть:
Пока Министра юстиции, ле Garde des Sceaux, имеет власть над система правосудия и прокуратура, судебная власть сильно независима от исполнительной и законодательной ветвей власти. В официальным справочником французского гражданского права является Кодекс . Гражданский .
Обнародование законов:

Новый векселя ( проекта de loi ), предложенных правительством, а также законопроекты о новых основных членах ( предложения de loi) должно быть одобрен обеими палатами, прежде чем стать законом. Однако по в силу статьи 49.3 французской конституции правительство может преодолеть парламентскую оппозицию и принять закон без парламентское голосование. Это случается нечасто, и в рамки конституционных поправок, президент Саркози урезанный возможность использования 49.3.
Тем не мение, в 2015 году премьер-министру Валлсу пришлось прибегнуть к использованию 49,3, чтобы протолкнуть противоречивые экономические реформы "Loi Macron" через Парламент перед лицом восстания крайне левых членов его собственной Социалистическая партия.

Законы и указы издаются, когда официальный текст публикуется в Официальный вестник Французской Республики, le Journal Officiel .

Конституционный Совет
В Конституционный Совет , г. le Conseil columnsnel , существует для определения конституционность нового законодательства или указов.Он имеет право отклонить законопроект до того, как он вступит в силу, если он считается неконституционным, или требовать отмены указов даже после обнародование. Совет состоит из девяти членов, назначаемых (три каждый) Президентом Республики, лидером Национального Ассамблея и лидер Сената, плюс все выжившие бывшие главы государства.

Политические стороны;

После выборов весной 2017 года Франция управляется из центра новой партией под названием "Les Républicains en Марке " (LREM) основана только в 2016 году.

LREM состоит из политиков из левого центра и правого центра, бывшие социалисты и бывшие члены Les Républicains, плюс большой количество мужчин и женщин, которые пришли в политику только в 2016 или 2017 годах и до этого не состоял ни в какой другой партии.

Основные политические партии:
On крайний правый: Le rassemblement national ранее Национальный фронт, крайне правая политическая партия, первоначально сформированная Жан-Мари Ле Пен, и теперь в руках его дочери Марин.

Вкл. справа: Les Républicains ранее Народное движение профсоюзов (UMP - Union pour un Mouvement Populaire ),
Центр. справа: Новый Центр (модерн Центр), Союз демократов и Независимые (запущен в 2012 г.) l'Union des démocrates et indépendants,
Центр: Демократическое движение (Движение ) Démocratique , MoDem). Модем родственный LREM, основан Эммануэлем Макроном.

Вкл. слева: Социалистическая партия (Parti Социалист, PS).
Радикальные левые (les Radicaux de gauche - центральная левая группа)
Непокорная Франция (Ла France Insoumise - основана бывшим социалистом Жан-Люком Меланшон)
В Коммунистическая партия Франции (партия Communiste Français - PCF).
Партия зеленых (EELV - Европа Ecologie Les Верт)
(См. Более подробную статью: Политические партий во Франции)

Во Франции также есть несколько удивительно стойких экстремистских партий на слева и справа, включая NPA (Nouveau parti anticapitaliste) и троцкистскую рабочую партию (Lutte увриер).

Авторские права уведомление: Веб-сайт и текст © About-France.com 2003 - 2021 Кроме где указано иное.
Фото вверху страницы. Политический митинг в Париже
пользователя Thomon. Лицензия Creative Commons

Краткая история пяти французских республик

Возможно, вы слышали о «Пятой французской республике» и задавались вопросом, что это значит. Разве Франция не была республикой так давно, когда штурмовали Бастилию и все такое? Ну и да, и нет.

После падения монархии была действительно создана республика, но она просуществовала недолго, и сегодня ее называют Первой республикой. За ним последовал ряд правительств - империй, монархий и других республик, вплоть до сегодняшней Пятой республики.

Первая республика, 1792-1804 гг.

Все началось с роста цен на хлеб, что вызвало продовольственные бунты. Протестующие женщины вышли на Версаль, и беспорядки распространились. За штурмом Бастилии в 1789 году последовала новая конституционная монархия.Присяга теннисного корта в июне 1789 года (вверху) ознаменовала создание того, что стало Национальным собранием. Однако в 1792 году Национальное собрание решило избавиться от короля и создать первую республику Франции. Все прошло не очень хорошо.

Да, были важные достижения, такие как Декларация прав человека . Другие были более сомнительными, например, принятие нового календаря. Но такие персонажи, как Марат и Робеспьер, боролись за власть. И Террор был развязан, и «национальная бритва» (гильотина) получила настоящую тренировку.

В конце концов это привело к перевороту человека по имени Наполеон Бонапарт. Возможно, вы слышали о нем.

Бонапарт объявил Францию ​​империей (ныне Первой империей) и короновал себя императором. Все шло гладко до определенного инцидента в Ватерлоо в 1815 году. После распада империи монархия была восстановлена, и Францией правили различные короли Бурбонов до 1848 года.

Вторая республика, 1848-1852 гг.

В 1848 году волна революций прокатилась по Европе, свергая одно правительство за другим, включая французскую монархию.На смену ей пришла Вторая республика, сформированная коалицией политиков с избранным президентом. Один кандидат выступил с платформой «порядок любой ценой» и окончательно победил. Помогло то, что его звали Луи-Наполеон Бонапарт, племянник вы знаете кого.

Вторая империя 1852-1870 гг.

Узнав кое-что у своего дяди, Луи-Наполеон вскоре совершил переворот и основал Вторую империю, став императором.

Третья республика, 1870-1940

Воображая себя военным гением, как дядя Наполеон, Луи-Наполеон вступил в войну против Пруссии в 1870 году.У него были низшие силы и не было союзников. Что возможно могло пойти не так? Вскоре он узнал, что был взят в плен пруссаками вместе со многими своими войсками. Это был конец Второй Империи.

Тогда было создано временное правительство. В нем доминировали монархисты, пытавшиеся посадить на трон нового короля. Однако это не сработало, и республиканские силы в конечном итоге взяли под контроль правительство. Временное правительство стало постоянным правительством Третьей республики.

Вместо одной могущественной фигуры, такой как король, Третья республика пошла в противоположном направлении и вложила большую часть власти в законодательный орган. Это привело к смене парламентских коалиций и регулярным перестановкам в кабинете министров. Средний кабинет просуществовал всего восемь месяцев. Несмотря на эту нестабильность, Третья республика смогла просуществовать 70 лет, что по-прежнему является самой продолжительной из пяти республик Франции.

Эти 70 лет стали свидетелями огромного расширения французской колониальной империи и кризисов, таких как «Дело Дрейфуса», Первая мировая война и Великая депрессия.Третья республика пережила все это, но ее смерть в конце концов наступила после поражения Франции в 1940 году от рук Германии. Возможно, надеясь снова на своего рода короля, парламент распустил Третью республику и передал всю власть герою войны Маршаллу Петэну. Он возглавлял то, что сегодня известно как правительство Виши, с конкурирующим правительством в изгнании, которым руководил Шарль де Голль.

Четвертая республика, 1946-1958 гг.

Четвертая Республика была устроена так же, как Третья, с президентом, в основном без власти и сильным законодательным органом.Политики избирались на основе пропорционального представительства, что привело к получению мест несколькими партиями и сделало принятие решений практически невозможным. Во времена Четвертой республики было больше 16 премьер-министров. Франция колебалась от кризиса к кризису.

События достигли апогея в 1958 году, когда Франция изо всех сил пыталась деколонизировать. Во Франции существовало сильное сопротивление независимости Алжира, и часть армии открыто восстала. Важные генералы угрожали переворотом, если де Голль не вернется к власти.Они послали десантников захватить Корсику на случай, если кто-то не поймет их. Четвертая республика вскоре рухнула, и де Голля попросили возглавить переходное правительство и написать новую конституцию.

Пятая республика, 1958-настоящее время

Новая конституция, на этот раз с сильным президентом, была одобрена более 80% избирателей и остается в силе по сей день. С момента его создания были внесены два заметных изменения - сокращение президентских сроков с семи до пяти лет и создание Конституционного суда, который может выносить решения о конституционности новых законов.Хотя время от времени раздаются призывы к Шестой республике, они никогда не получали особой поддержки, и через несколько лет Пятая республика станет самой долговечной во Франции…

История французского флага
Календарь Французской революции о том, как Франция перешла в такой сложный часовой пояс, что никто не знал, какой это был день!

Кейт Ван Сикл живет между Кремниевой долиной и Провансом. Он является автором книги «Один глоток за раз: учимся жить в Провансе» Подробнее на сайте «Жизнь в Провансе».

ФРАНЦИЯ ОТ ЧЕТВЕРТОЙ ДО Пятой РЕСПУБЛИКИ на JSTOR

Journal Information

Большинство выпусков социальных исследований посвящены одной теме, к которой обращаются ученые, писатели и эксперты из самых разных дисциплин. Некоторые из этих вопросов - материалы серии наших конференций; другие приглашаются вместе с учеными, которые используют свой уникальный опыт в многогранных исследованиях интересующих их предметов.Некоторые из наших тем явно взяты из социальных наук; другие рассматривают отдельные части мира. Другие вопросы касаются концепций, идей или явлений, которые кажутся созревшими для исследования.

Информация об издателе

Одно из крупнейших издательств в Соединенных Штатах, Johns Hopkins University Press объединяет традиционные издательские подразделения книг и журналов с передовыми сервисными подразделениями, которые поддерживают разнообразие и независимость некоммерческих, научных издателей, обществ и ассоциаций. Журналы The Press - это крупнейшая программа публикации журналов среди всех университетских изданий США. Отдел журналов издает 85 журналов по искусству и гуманитарным наукам, технологиям и медицине, высшему образованию, истории, политологии и библиотечному делу. Подразделение также управляет услугами членства более чем 50 научных и профессиональных ассоциаций и обществ. Книги Имея признанные критиками книги по истории, науке, высшему образованию, здоровью потребителей, гуманитарным наукам, классической литературе и общественному здравоохранению, Книжный отдел ежегодно публикует 150 новых книг и поддерживает более 3000 наименований.Имея склады на трех континентах, торговые представительства по всему миру и надежную программу цифровых публикаций, Книжный отдел объединяет авторов Хопкинса с учеными, экспертами, образовательными и исследовательскими учреждениями по всему миру. Проект MUSE® Project MUSE - ведущий поставщик цифрового контента по гуманитарным и социальным наукам, предоставляющий доступ к журналам и книгам почти 300 издателей. MUSE обеспечивает выдающиеся результаты для научного сообщества, максимизируя доходы издателей, обеспечивая ценность для библиотек и предоставляя доступ ученым по всему миру.Услуги Hopkins Fulfillment Services (HFS) HFS обеспечивает печатную и цифровую рассылку для выдающегося списка университетских издательств и некоммерческих организаций. Клиенты HFS пользуются современными технологиями хранения, доступом в режиме реального времени к критически важным бизнес-данным, управлением и сбором дебиторской задолженности, а также беспрецедентным обслуживанием клиентов.

Конституционная история Франции | КонституцияНет

Конституция 1958 года

Нынешняя республика Франции, Пятая республика, была образована 4 октября 1958 года принятием новой конституции, а в 1962 году были введены прямые президентские выборы.Конституция Пятой республики усилила власть де Голля как главы государства за счет парламента и судебной власти. Конституция также черпает вдохновение в первой французской конституции и включает Декларацию прав человека и гражданина посредством ссылки в ее преамбуле.

Исполнительный

Во Франции полупрезидентская система. Президент избирается всеобщим голосованием на пятилетний срок и может избираться не более двух сроков подряд (по сравнению с предыдущим безлимитным семилетним сроком с 2002 года) с использованием двухтуровой системы большинства: если ни один кандидат не получает абсолютного при большинстве голосов, второй тур проходит между двумя лучшими участниками первого тура.Чтобы принять участие в выборах, кандидаты должны получить 500 спонсорских подписей выборных должностных лиц не менее 30 департаментов или заморских территорий.

Президент является главой государства, верховным главнокомандующим вооруженными силами и возглавляет кабинет министров.

Совет Министров

Президент назначает Премьер-министра, который назначает других министров для назначения Президентом. Премьер-министр и кабинет могут быть смещены только Национальным собранием, перед которым они несут коллективную ответственность.Поскольку Национальное собрание, как правило, имеет большинство, принадлежащее президентской партии или коалиции, президент и премьер-министр, как правило, представляют одну и ту же политическую партию. Однако иногда Национальное собрание контролируется партией, противостоящей президенту, что приводит к разделению исполнительной власти, когда президент и премьер-министры представляют разные партии. Это называется сожительством. Было три периода сожительства, в общей сложности девять лет. Хотя президент сохраняет независимую власть в определении внешней политики, все внутренние решения, принимаемые президентом, должны быть одобрены премьер-министром.Кабинет министров определяет политику и вносит новый закон в парламент. На практике президенты оказывают большое влияние на кабинет того же политического цвета, включая эффективное право распускать кабинет, но гораздо меньше в случаях сожительства

Президент имеет право распустить Национальное собрание и назначить новые выборы, но не чаще одного раза в год. У него нет права вето в отношении законодательства, хотя он может вернуть законопроект в парламент для повторного рассмотрения; в случае повторного принятия законопроект должен быть обнародован в качестве закона.Президент может быть отстранен от должности Парламентом, заседающим в качестве Высокого суда (импичмент), за «нарушение своих обязанностей, явно несовместимое с продолжением его пребывания в должности». Этот процесс инициируется одной палатой, а другая палата выносит решение тайным голосованием, при котором для смещения необходимо большинство в две трети голосов. По запросу премьер-министра или обеих палат парламента президент может назначить обязательный референдум по многим вопросам. На практике президенты могут назначать референдумы без такой просьбы, поскольку Конституционный совет признал результаты действительными в соответствии с принципом народного суверенитета.

Законодательный орган

Французский парламент двухпалатный, состоящий из Сената и Национального собрания. Национальное собрание избирается всеобщим голосованием на пятилетний срок. В настоящее время он состоит из 577 депутатов, избранных (согласно закону о выборах) от одномандатных округов путем двухтурового большинства: если ни один кандидат не получил большинства голосов в первом туре, любой кандидат получил голоса, эквивалентные не менее 12,5%. зарегистрированных голосов может принять участие во втором туре, в котором побеждает кандидат, набравший наибольшее количество голосов.Кандидат на выборах должен быть гражданином, достигшим 18-летнего возраста, иметь право голоса, не быть лишенным права голоса в результате уголовного обвинения или судебного решения и иметь банковский счет.

Сенат избирается опосредованно коллегиями выборщиков от каждого департамента (округа), состоящими в общей сложности из более чем ста тысяч советников из разных уровней местного самоуправления. Избирательная система пропорциональна в департаментах с тремя и более местами, но мажоритарная в департаментах с одним или двумя местами. Департаменты разделены на два класса, так что половина всех сенаторов избирается каждые три года сроком на шесть лет. Первоначально срок полномочий сенаторов составлял девять лет, но в 2004 году этот срок был сокращен до шести.

Национальное собрание намного сильнее Сената. В случае разногласий между двумя палатами правительство созывает комитет конференции, состоящий из представителей обеих палат. Если одна из палат отклоняет компромиссное предложение комитета или компромисс не может быть достигнут, правительство может попросить Национальное собрание принять окончательное решение.Правительство довольно доминирует над парламентом, обладая другими значительными полномочиями в отношении законодательной процедуры, в том числе, когда завершаются дебаты по правительственному законопроекту и какие поправки обсуждаются. Он также может внести законопроект о финансировании или социальном обеспечении в вотум доверия, который считается принятым Национальным собранием, если только правительство не проголосовало вотум недоверия. Кроме того, если парламент не примет решения по законопроекту о финансах или законопроекту о финансировании социального обеспечения в течение 70 или 50 дней, соответственно, правительство имеет право принять такой закон своим указом.Автономия парламента также ограничена, поскольку каждой палате не разрешается формировать более восьми комитетов.

Судебная власть

Во Франции существует несколько судов последней инстанции, каждый со своей юрисдикцией. Кассационный суд рассматривает апелляции по уголовным и гражданским делам; Государственный совет рассматривает административные апелляции; юрисдикционный суд принимает решение в случае конфликта между гражданской и административной системами правосудия. Кассационный суд и Государственный совет состоят из более чем сотни судей, которые рассматривают различные виды дел в небольших группах.Государственный совет также имеет консультативную роль, рассматривая правительственные законопроекты перед их представлением в парламент, а также указы и делегированные законодательные акты. Судьи назначаются в Кассационный суд Conseil Supérieur de la Magistrature (Высший судебный совет), который также отвечает за дисциплинарное взыскание судей. Верховный совет состоит из президента республики (председательствующий), министра юстиции (в качестве вице-президента), четырех судей и четырех юристов юридического отдела (по одному в каждой группе, назначаемых президентом республики, президентом каждой палаты. парламента, и один избирается собранием Государственного совета), а также шесть судей и шесть юристов юридического департамента, избранных их коллегами для представления каждого из своих рядов; президент и вице-президент назначаются по должности, остальные избираются на четырехлетний срок с возможностью продления.Совет штатов состоит из различных членов: большинство назначается на основе конкурсных экзаменов, некоторые назначаются президентом Республики, а другие назначаются правительством. Дела о проступках министров рассматриваются в Суде Республики, который состоит из шести парламентариев, избираемых от каждой палаты, и трех судей Кассационного суда.

Конституционный совет занимается конституционными вопросами. Он состоит из девяти постоянных членов, которые назначаются президентом, председателем Сената или председателем Национального собрания каждые три года на девятилетний срок без права продления.Кроме того, бывшие президенты республики также по праву являются членами Конституционного совета (в настоящее время таких членов три). Совет должен подтвердить ex ante конституционность всех органических законов до обнародования, а также обычных законов, оспариваемых президентом, премьер-министром, президентом одной из палат, 60 сенаторами или 60 депутатами. Поправки к Конституции 2008 года расширили полномочия Совета по проверке конституционности законов после их обнародования, когда дело, касающееся основных прав, возникает в контексте судебных дел.


Процедура внесения поправок в Конституцию

Поправка к конституции может быть предложена президентом по рекомендации премьер-министра или членами парламента. Он должен быть принят обеими палатами парламента отдельно и ратифицирован референдумом. Если поправка является предложением правительства, она может быть ратифицирована большинством в три пятых голосов на совместном заседании парламента.

Система правления в соответствии с Конституцией 1958 года

Библиография

  • http: // www.senat.fr/
  • http://www.conseil-etat.fr/
  • Ordonnance n ° 58-1270 от 22 декабря 1958 года portant loi organique relative au statut de la magistrature. (Консолидированная версия от 12 февраля 2016 г.)
  • Le recrutement et l’avancement des juges français. JY McKee. 2007
  • Цебелис и Деньги. Бикамерализм . 1997
  • Шугарт, Мэтью и Джон Кэри. Президенты и собрания. 1992.

Франция знает, что ждет Америку

Как историк современной Франции, я с большим интересом следил за бесчисленными сравнениями, проведенными между трампизмом и нацизмом, которые начались еще до того, как Трамп вступил в должность: бесконечные споры о том, можно ли назвать Трампа « фашистский »(я бы сказал да), напоминает ли американское общество сегодня Веймарскую Германию до того, как оно пало нацистам (я бы сказал нет), и можем ли мы действительно сказать, что Республиканская партия - это просто конфедерация« коллаборационистов »(конечно мы можем).

Все исторические аналогии ошибочны и могут совсем не значить. Даже если они подчеркивают серьезность момента, они часто скрывают его причины и, по сути, могут помешать нам увидеть их. Трамп может уйти с поста, но его последователи останутся здесь, о чем свидетельствуют их количество и убежденность. Стремясь понять Трампа и трампизм, мы предпочитаем рассказывать себе истории о насильственном разрыве и враждебных захватах - о возвышении Гитлера, угрозе нацизма, опасностях сотрудничества, - но не столько о возвеличивании лжи и республике, которая игнорирует и даже принимает свое конечное бессилие.