Реклама

Вход в систему

Перемотка бесколлекторного двигателя

Втр, 13/04/2010 - 22:28 — Дмитрий

Часть 1. Теория и практика

Недавно мне пришел двигатель 2211 1700об.в, не способный раскрутить нужный мне винт. После некоторых тестов был поставлен диагноз: где-то подкорачивает обмотку. Можно было просто оставить его на запчасти но мне захотелось его перемотать.  Статей о перемотке двигателей на русском языке очень мало, и вот я, начитавшись заморских сайтов решил написать свое пособие по перемотке бесколлекторных двинателей.

Основным материалом для данной статьи послужили материалы сайта www.gobrushless.com  

Итак, начнем. Для начала нужно определиться с проводом для намотки.

 

Выбор провода. Сколько жил и какой толщины. 

Обычно,для намотки двигателей используется медный эмалированный провод. (ПЭВ-2). Такой провод можно купить на радио рынке и в магазинах с электронными компонентами.

С увеличением мощности мотора, требования к качеству провода сильно возрастают.  Для решения этой проблемы некоторые используют несколько более тонких проводов вместо одного толстого. В этом есть несколько приемуществ:

1 - Толстый провод сложнее наматывать.

2 - На больших частотах возможно появление скин-эффекта (поверхностный эффект)


Вкратце, скин эффект это явление, когда электроны, протекающие через медный провод, двигаются только по поверхности провода. В этом случае центральная часть провода просто не используется и превращается в нежелательный вес. Проявляется этот эффект с увеличением частоты.

 

Применительно к нашим БК моторам этот эффект обсуждался несколько раз. Есть сторонники и того и другого лагеря.

Я думаю, что частоты в наших моторах не так велики и об этом эффекте можно не думать.

 

Для получения максимального КПД от мотора, необходимо стремиться получить как можно меньшее сопротивление обмоток. Чем меньше сопротивление, тем меньше потери в обмотке и тем выше эффективность мотора. Для достижения этой цели необходимо использовать как можно более толстый провод. Но толстый провод - означает меньшее количество витков и меньший крутящий момент.Пока вам не нужно сделать очень высокоскоростной двигатель, старайтесь намотать как можно больше витков  для создания большего крутящего момента.

 

Слишком тонкий провод дает большое сопротивление,  и вы не сможете пропустить нужный ток через двигатель. Если просто поднять напряжение, по закону Ома  произойдет увеличение тока.  Но потери в обмотках(нагрев) сильно возрастут , что приведет к разрушению двигателя. Т.е. для получения нужной мощьности - необходимо выбирать провод нужного диаметра.

 

Для модельных двигателей обычно используется провод диаметром 0.3-0.6 мм. Более тонкий провод позволяет намотать больше витков но и имеет большее сопротивление. Определить сопротивления вашего двигателя не так легко как кажется. Не пытайтесь измерить сопротивление менее 1 Ом, если у вас нет специального оборудования. Обычные цифровые мультиметры не предназначены для измерения таких низких сопротивлений. 

Чтобы сделать жизнь немного проще, можно прогнозировать, сопротивление вашего двигателя путем измерения общей длины провода, а затем рассчитывать сопротивление, используя данные из таблицы. Таким образом, можно получить представление о том, какое сопротивление будет имеет ваш двигатель.

 

Я зашел в магазин "Чип и Дип" и купил катушку провода 0.4мм фирмы velleman. Надо сказать, что катушка 67 метров стоит 500р при простом походе в магазин и 380р при заказе через интернет.  Так, что есть смысл сделать предзаказ.

 

Намотка мотора

Перемотка моторов - дело непростое. Потребуется довольно много практики, чтобы получилось красиво и качественно. В первый раз может потребоваться очень много времени. 

Намотать 20 витков тонким проводом на зуб может оказаться довольно просто, но мы пытаемся намотать от 10 до 30 витков соответствующей толстой проволокой, что не всегда так просто.

Хитрость заключается в том, чтобы закрепить статор в какое нибудь приспособление, а затем, используя обе руки, наматывать витки с нужным усилием, чтобы обмотки получались более компактными. Это чрезвычайно важно, так как первый слой обмотки должны поддерживать следующие один или два слоя. Если первый слой намотан свободно, следующий слой может ложиться между обмотками первого слоя. Это создает общий беспорядок, и вы никогда не получите максимальное количество витков на зуб.


Правильно намотанный зуб имеет плотно уложенные слои и витки, которые должны выглядеть красиво и опрятно.

Для достижения такого результата необходимо много практики!

 

Схема намотки статора с 9 зубами

Основная схема намотки приведена на картинке ниже.

Эта схема одна из самых простых с физической и логической точки зрения. Основной проблемой является подсчет количества намотанных витков. По началу вы будете постоянно сбиваться со счета, но это пройдет с практикой.

 

Как можно объяснить этот эскиз в текстовом формате?

Существует простая форма записи для обозначения намотки:

Обычно статор мотается 3 проводами. Назовем их 'A', 'B' и 'С'. Если смотреть на статор сбоку, то намотка провода по часовой стрелке будет обозначена заглавной буквой, а намотка против часовой стрелки - маленькой.

Таким образом,на схеме намотки 9ти полюсного мотора  мы должны мотать все зубья в одном направлении, один за другим что видно в текстовой схеме "ABCABCABC". Девять букв, по одной букве для каждого зуба.

Итак берем провод, оставляем около 10 см, и мотаем первый зуб по часовой стрелке. Затем перекидываем провод на 4й зуб и мотаем его. И в заключение мотаем 7й зуб. Потом вторым проводом мотаем зубья 2, 5 и 8. И в завершение третьим проводом мотаем 3, 6 и 9 зубья.

Итак возьмем наш моторчик, и удалим с него старый провод. Он был намотан проволокой 0.3мм. Количество витков на оригинале было 24. (Как китайцы умудряются столько витков намотать? не представляю )) )

 

Теперь отмотаем метр провода 0.4мм и попробуем намотать по приведенной выше схеме:

Переход с зуба на зуб я заизолировал термоусадкой (где-то вычитал....)

Соединение проводов

Итак, у нас есть намотанный статор и из него торчит 6 проводов. Три провода из них - это начала обмоток, и 3 другие концы. Упс... Вы не уверены какие из них какие? В этом случае, необходимо было заранее маркировать провода в каком либо формате, чтобы пометить их начало. Для этого можно использовать кусочки скотча с надписанными буквами или скотч разного цвета.

 

Итак, у нас есть 6 концов, но только 3 из них подключаются к контроллеру скорости. Теперь, чтобы завершить перемотку необходимо выбрать схему подключения (базируясь на желаемом предназначении мотора).

Существует две конфигурации которыми можно соединить выводы статора:

Первая называется Звезда (Star или 'Y'), а вторая - Треугольник (Delta).

 

Каждая конфигурация предлагает немного разные свойства и влияет на мощность мотора. Однако, изготовители двигателей еще не решили, какая схема является лучшим вариантом.

Диаграммы ниже показывают электрические схемы для этих соединений.

После этих картинок, сразу понятно почему эти схемы так называются.

 

Как правило, соединение "Треугольник" выбирается, если вы хотите получить высоко оборотистый мотор  и соединение "Звездой" используется для получения более низких оборотов двигателя и позволяет использовать большие винты. В следующем разделе эта разница будет рассмотрена более подробно.

 

Если рассмотреть соединение Треугольником и подать напряжение на два вывода, во всех обмотках потечет ток. Для демонстрации того как ток распределиться между обмотками, предположим, что сопротивление одной фазы равно 1 Ом. В этом случае, у нас есть фаза А в 1 Ом, соединенная в паралель с 2мя другими фазами B и С (B и С соединены последовательно) сопротивлением в 2 Ома. По закону Ома можно подсчитать, что  2/3 всего тока пойдут через фазу А и оставшаяся 1/3 пойдет через фазы B и C. Результирующее сопротивление которое увидит контроллер будет 0,66 Ом.

Если мы соединим выводы по схеме Звезда, то весь ток будет всегда идти через 2 фазы в любой момент времени.

Результирующее сопротивление для регулятора будет 2 Ома.

Если мы нагрузим мотор напряжением в 10В, то получим ток около 15А при соединении Треугольником и всего лишь 5А при соединении Звездой. Надо сказать, что соединение треугольником в данном случае дает большую мощность. Так-же, мы получим большие токи, но усилие для поворачивания большого винта может оказаться недостаточным. Можно подать на мотор большее напряжение и все же заставить этот винт крутиться, но возможно, что мотор от этого опять сгорит.

В качестве примера:

Предположим, что у нас есть мотор он винчестера, и мы хотим получить от него необходимую тягу для 72" Piper Cub самолета. Чтобы мотор мог выдерживать большие токи, будем использовать 0.6 мм провод. После непродолжительных мучений, стало понятно, что больше 10-11 витков намотать этим проводом не получается.

Сначала, я соединил его звездой (т.к. я хотел получить больший крутящий момент). На 3х банках LiPo, с нужным мне пропеллером, удалось получить ток всего в 10А. Мощности мотора было явно мало и хотелось получить больше.

Мотор был переконфигурирован под схему Треугольник, что дало больше мощности. Больше тяги для полета, но вместе с этим и достаточно высокие токи, чтобы спалить мотор.

 

Что же делать в этой ситуации?

 

Самый верный способ, это подбор батареи с нужным напряжением. Соединение Звездой может спокойно потянуть 4 банки лития и в этой конфигурации выдать требуемую тягу. Для соединения треугольником, наоборот - необходимо уменьшить количество банок батареи.

В результате обе конфигурации выдадут примерно одну и ту-же  мощность. (как ни крути)

 

Обороты и напряжение (об/В)

От того как вы намотаете мотор будет зависеть с какой скоростью он будет крутиться и какую батарею вам придется использовать для получения нужной  тяги.

 

Если взять мотор без винта и дать полный газ на, скажем, 6В, мотор будет крутить на своих максимальных оборотах.

Если измерить эти обороты и поделить их на напряжение батареи, мы получим характеристику называемую Обороты на Вольт (RPM per Volt). После того как мы узнали эту характеристику мы уже сможем сказать, как быстро мотор будет крутить на нужном нам напряжении.

Например, наш мотор крутит 8000 Оборотов на 6В. 

8000 / 6 = 1333 Об/в 

В этом случае с батареей на 10В мотор будет выдавать 13330 Оборотов.

Эта характеристика помогает нам понять на что способен наш мотор, и подходит ли он для поставленной задачи.

Если нам нужен мотор для импеллера, тогда необходимо чтобы мотор имел более высокие Об/В.

Для 3D самолетов, необходимо вращать больший винт, и поэтому обычно используют моторы с более низким Об/В. 

Под нагрузкой количество оборотов естественно упадет. 

Возвращаясь назад к схемам Треугольника и Звезды. Имеется зависимость между этими двумя схемами и расчетом характеристики Об/В. Если вы соединили мотор звездой и измерили его обороты, вы можете подсчитать какие Об/В получатся при использовании схемы Треугольник и наоборот.

 

Для перевода от Звезды к Треугольнику надо домножить Об/В на 1.73

Для перевода от Треугольника к Звезде - домножить на 0.578 

Таким образом, у нас появляется реальный инструмент для изменения характеристик мотора в зависимости от простой схемы подключения. Некоторые моделисты, зашли так далеко, что подключают все 6 проводов к небольшому блоку коммутации, что позволяет им менять схему в любое время.

 

Итак, как определить/рассчитать необходимое количество витков и оборотов/В перед намоткой двигателя?

Существуют специальные программы для расчета количества витков при определенных размерах статора и толщины зубов для получения нужного количества оборотов. Но в большинстве случаев, мы просто наматываем максимально возможное количество витков и измеряем параметры получившегося мотора. Используя полученные данные, уже можно  понять устраивает нас такое положение дел или нет, и что делать для достижения цели. Метод "тыка" тоже работает достаточно хорошо. 

Выводы:

В качестве инструкции можно привести несколько утверждений:

Чем больше витков намотано на зуб, тем большее магнитное поле будет получено на том-же токе.

Чем сильнее поле, тем больший крутящий момент и меньшее количество оборотов на вольт.
Для получения высоких Об/В, необходимо мотать меньшее количество витков.  Но вместе с этим падает и крутящий момент. Для компенсации момента, обычно на мотор подают более высокое напряжение.

Соединение Звездой дает больший крутящий момент и меньшее количество Об/В чем соединение Треугольником.

 

Последний штрих

Возвращаясь к моей моторке. Мне удалось намотать всего по 11 витков проволокой 0.4мм. С таким колиеством витков о соединении проводов треугольником можно сразу забыть. Итак, я зачистил эмаль с 3х выводов и спаял их вместе.

Оставшиеся 3 вывода были заправлены в термоусадку. Последним шагом я подпаял 2мм коннекторы.

Судя по параметрам - получилось где-то 2200 оборотов, тахометра не было под рукой.
GWS 6х3 тяга 270грамм  6А
GWS 7х3.5 тяга 330 грамм 8.2А

Вполне приемлемый результат.

 

На следующей странице представлены всевозможные схемы намотки бесколлекторных двигателей.

 


а если перематывать большие БК, типа TURNIGY SK63-64 230Kv / 3150W

как определить оптимальное количество витков, а так же количество жил в одном витке

аватар: Дмитрий

В первую очередь нужно определить какие токи должен выдерживать этот мотор.

Далее выбираем толщину проволоки:

1А - 0.05мм, 3А -0.11мм, 10А-0.25мм, 15А-0.33мм, 20А-0.4мм

30А-0.52мм, 40А-0.63мм, 50А-0.73мм, 60А-0.89мм,70А-0.92мм.

80А-1.00мм, 90А-1.08мм, 100А -1.16мм

 

Это предельно допустимые токи для данных проводов. (при достижении которых моторка сгорит)

Далее исходя из имеющегося у вас провода получаем количество жил. (хотя лучше мотать одним толстым проводом.)

 

По количеству витков не скажу. Нужно либо поискать спецификации на подобные движки, либо посчитать количество витков при размотке.

отличная статья, есть вопрос - двигатель 24 полюса сколько магнитов и тип намотки(В ТАБЛИЦЕ значений нет). при обыкновенной намотки и типа LRK и какой тип намотки лучше? Вообще нужен двигатель гдето 10квт с низкими оборотами 1500-2000 и большим крутящим моментом напруга вольт 60.

аватар: Дмитрий

Боюсь, ваш мотор не попадает под модельную тематику. Хотя общие принцыпы одни и теже.

У вас из двигателя 3 провода выходит или 4ре? Чем вы крутить собираетесь (какой контроллер) 10квт двигатель?

Единственный вариант, при разборке старого движка - запоминать направление и кол-во витков.

Для увеличения момента - надо наматывать больше витков чем было...  Подбор провода из общих соображений.

Для получения 1500-2000 оборотов, скорее всего потребуется редуктор.

самостоятельная разработка для пароплана. Контроллер сделаю, Хотелось без редуктора. Намотать по схеме LRK, соединив звездой и иметь больше витков на зуб.

А какова предельная длина проволоки для соответствующих диаметров?

Можно ссылку на сайт, откуда вы взяли данные?

аватар: Дмитрий

Длина проволоки - сколько влезет.  от 30см до 1.5м на фазу обычно. 

Все данные брал на gobrushless.com, как и написал в начале статьи.

Ну так на 1,5 метрах потери в 5 раз больше чем на 30 см будут. Так что не понятно для какой длины приведенные цифры.
Опять же, если строго по формулам, то при увеличении тока в два раза и диаметр нужно брать в два раза больший (сечение увеличится, соответственно в 4 раза). Если для 10А нужен диаметр 0,25 мм, то для 100А диаметр получается 1,25 мм.
Кстати, у вас сначала написано "толщина", а потом "для данных сечений". Что есть верно?
И не могли бы вы опубликовать, как изменились параметры мотора Turnigy 2209 1050kv после перемотки по схеме LRK.
Хочу перемотать вот это http://www.hobbycity.com/hobbycity/store/uh_viewItem.asp?idProduct=5142&...
хочется, чтобы помедленней крутился и тянул получше.

аватар: Дмитрий

Какие цыфры вам не понятны? Зачем вам потери считать?

>>Кстати, у вас сначала написано "толщина", а потом "для данных сечений".
Что есть верно?

Я указывал диаметр провода.

>>как изменились параметры мотора Turnigy 2209 1050kv после перемотки по
схеме LRK.

Этот мотор попал ко мне уже сгоревшим, поэтому с оригиналом сравнить не могу :(

>>хочется, чтобы помедленней крутился и тянул получше.

Таких гигантов перематывать мне не приходилось. Исходить надо из максимального тока который должен потреблять мотор. В спеке сказано, что рег надо на 130А. Допустим движка ест 100А. Тогда надо  либо мотать 1.25мм проводом или 0.8-0.9 в 2 жилы. Для уменьшения количества оборотов необходимо намотать витков больше чем там сейчас намотано и соединить звездой.

 

Ну так потери эти в тепло преобразовываются вроде.

А про схему LRK хотелось бы понять заранее - уменьшается ли мощность мотора, если да, то насколько. По логике - чтобы увеличить количество витков, нужно уменьшить диаметр провода - соответственно и ток. Отсюда получается, что мощность несколько уменьшается, даже принимая во внимание то, что крутящий момент увеличится.

Если опираться на эту формулу крутящего момента http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%...

то получается, что уменьшая в 2 раза диаметр, увеличиваем в 4 раза (примерно) количество витков и длину провода, однако ток сможет пропустить в два раза меньший.

Соответственно момент возрастает в 8 раз, а мощность падает в 2 раза. Тогда обороты уменьшаться в 4 раза.

Или я не прав в своих рассуждениях?

аватар: Дмитрий

При уменьшении диаметра в 2 раза - максимальный ток по идее уменьшится в 4ре раза. (там зависимость квадратичная вроде). Формулы там для коллекторных движек. Не уверен, что для БК такие-же. И потом, изменяя количество витков - мы меняем индуктивность и сопротивление. Т.е. для получения такого-же тока придется подавать на двигатель большее напряжение. В общем сплошная теория.

Есть специальные програмки для расчета двигателей и мотоустановок. Попробуйте посчитать ими.

Не уверен но возможно помогут:

MotoCalc, eCalc, Теория на английском

Путаете диаметр с сечением. При изменении диаметра зависимость линейная, проверял на калькуляторе.

Просто скажите, наконец, мощность при перемотке LRK падает или нет?

аватар: Дмитрий

Ничего я не путаю. Ток идет по всему сечению, а не по поверхности. Частоты у нас не те. Ну да ладно.

По второму вопросу - не знаю Embarassed. Надо перемотать и станет ясно.

В общем составил для расчета табличку в Excel строго по формулам - надоело на калькуляторе считать.

http://rapidshare.com/files/408575237/Raschet_motora.xls

Данные подогнал под мотор Turnigy 80-100-B 130Kv

По расчетам получается, что из мотора можно выжать большую мощность, чем сделал завод, или я где-то ошибся... В общем, гляньте

 

Мда... Немного ошибся - при вычислении момента не нужно умножать на количество витков - только на длину обмотки. Из чего следует, что крутящий момент электродвигателя есть величина постоянная!

Грубо говоря, не возможно запихать в движок больше меди на обмотку, чем предусмотрено конструкцией, соответственно создать большее электромагнитное поле.

Следовательно перемоткой изменяется не крутящий момент, а соотношение обороты/мощность или, по-другому, напряжение/сила тока.

Вот спецификация на мотор www.astroflight.com/pdfs/3220.pdf, из которой видно, что независимо от количества витков крутящий момент одинаковый.

аватар: Дмитрий

С помощью перемотки можно поменять основную характеристику оборотов на вольт.

К примеру у вас двигатель на 6ти батках крутит винт 20", а вы хотите крутить винт 24"

При перемотке, в этом случае, вам нужно увеличить количество витков на зуб.

Тогда при том-же напряжении ток станет меньше и обороты уменьшатся.  КПД двигателя немного увеличится.

Возможно, незначительно возрастет тяга. Потребляемая мощность тоже уменьшится.

Крутящий момент, естественно, тоже меняется.

 

Увеличить заводские параметры можно с помощью использования более толстой проволоки(при соблюдении кол-ва витков).

Но намотать больше чем на заводе, да еще и толстым проводом  - очень сложно.

При намотке LRK схемы - соседние зубья не мотаются, что дает больше пространства для намотки нужного количества витков.

 

Многие производители продают разные по хар-кам моторы в одинаковых размерах. И моторы с большим кол-вом оборотов всегда имеют меньший КПД (большие потери), потребляют больший ток.

Я имел ввиду, что максимальный крутящий момент двигателя одинаковый.

У высокооборотистых, как мне кажется, КПД меньше именно из-за оборотов - высокие потери на трение, а электрические те же.

А вот про схему LRK думаю так - если мотать в несколько этажей (а придется по-любому), то длина провода на одном зубе по LRK больше, чем на двух при обычной намотке, т.к. радиус бухточки в два раза больший, соответственно и длина окружности получается большая.

У меня еще такой вопрос возник - что, если наматывать провод конусом в конце намотки, то есть дошел до середины и опять наверх, чтобы свободного места между соседними зубьями практически не было?

Как это повлияет на работу?

Turnigy 80-100-B - машинка хорошая. Но шум у нее недопустимый для бытовых применений. Вы для чего, Александр, хотите потом применять, - не для самобеглой тележки случаем? :). Там тогда и датчики положения будет крайне желательно ставить. Да плюс и в кожух одевать для снижения шума (то есть худшие условия охлаждения, соответственно резкое падение допустимой отдаваемой мощности и пр. и др.). В общем всё связано и от закрытого мотора весом в 1,5 кг не стоит надеяться получить максимальную мощность выше 700-800 Вт в долговременном режиме эксплуатации...

Лодочный электромотор. Двигатель непосредственно в воде, в закрытом корпусе (форма как у редуктора бензомотора). Расстояние от ротора до стенок корпуса - 1 мм. Так что охлаждение будет нормальным. контроллер на улице, в лодке.

Хотелось бы все же услышать мнения по поводу перемотки (вопросы я задавал в предыдущем посте).

Собственно поделку "лодочный электромотор" заканчиваю на этой неделе. Если интересно, могу опубликовать, что получилось.

Ну по перемотке я ответить не могу, я не мотаю, я только с delta/wye играл. Это несколько проще, но увы, не все фабричные моторы позволяют до выводов добраться... 

...да, для лодочного мотора это, наверное, очень хороший двиг. Весь шум - под водой, рыб пугать :). Конечно будет интересно посмотреть на результат. А я вот вел делаю, мне хуже, всё на улице. 

...кстати, для Вашего мотора возможно имеет смысл не мотать, а рассмотреть вариант перекинуть выводы на звезду (там же наверное треугольник) и снизить напряжение питания (запас мощности позволяет - это же лодка, а не фрегат). Ну кроме того под нагрузкой обороты снизятся процентов так до 80 от оборотов холостого хода, так что тихой сапой можно раза в два обороты уменьшить...

Здравствуйте Alexander!

Очень интересно что получилось с поделкой "лодочный электромотор", напишите опжалуйста.

Уважаемый Дмитрий, не могли бы вы проконсультировать по возможности перемотки двигателя на высокое (200-250В) напряжение в рамках темы http://www.multicopter.ru/forum/viewtopic.php?f=2&t=616&start=0

С уважением, Shagenm@yandex.ru

аватар: Дмитрий

К сожалению проконсультировать не могу, ибо не разбирался с этим.

Под высокое напряжение нужно пытаться сделать как можно меньшее КВ. Если у наших моторов 1000 об/в под 12В, то вам видимо надо делать мотор с хар-кой 50 об/в.

Хотя это все бред. У нас же контроллер вдает импульсы с нужной частотой. А вы как я понял хотите 220В из розетки поюзать. Полюбому нужен трансформатор на низкое постоянное напряжение.

Вашу статью выдает за свою http://forum.rcdesign.ru/blogs/39664/blog10900.html

--------------------------

Спасибо за инфо. Дмитрий.

Интересная статья вот только вопрос зачем делать самому если можно заказать на сайте интернет магазина или купить в своё городе в хобби магазине да и потом китайцы намного лучше сделают 

Здравствуйте!! Пожалуйста подскажите какой краской красить ротор,как и чем??ответьте пожалуйста на мою почту
огромное спасибо!
Petpobu4_87@mail.ru

Несколько комментариев по статье:

1. Максимальные токи. То, что указано на первой странице, это ток, при котором обмотка сработает как плавкий предохранитель! Реальные токи работы двигателя будут в 4-5 раз ниже. И дело тут не только в самой обмотке (чтобы спалить лак нужно разогреть ее градусов до 200, а то и выше), но и в магнитах ротора, которые от нагрева теряют свою магнитную силу. Критическая температура для неодимовых магнитов, в зависимости от состава и качества, лежит в пределах 90-130 градусов.

 

2. LRK. Да, такая схема намотки проще и позволяет за счет соседних пустых зубьев намотать больше витков. Но стоит учитывать тот момент, что расстояние от статора до торцевой части ротора ограничено. Обмотка и так получается вдвое выше, чем при обычной намотке на каждый зуб. Может получиться так, что двигатель просто не получится собрать по нормальному - ротор упрется в толстые обмотки.

 

3. Намотка и перемотка сгоревших моторов. В обязательном порядке нужно проверять состояние изоляционного покрытия статора. Если двигатель грелся, то оно, скорее всего, будет проплавлено до железа. Да и в процессе выковыривания старой обмотки его достаточно легко повредить. В этом случае новая обмотка будет коротить на статор. Двигатель, в лучшем случае, будет работать с перебоями, а может и вовсе не заведется. А в худшем, утащит за собой и регулятор хода. Если вы не уверены в состоянии изоляции, то старую лучше  вообще удалить (чтобы не мешалась) и покрыть железо статора нитролаком в несколько слоев. А для большей надежности (если позволяют размеры "окон"), на торцы статора можно приклеить кружочки из бумаги. Затем посередине "окна" делаем прорезь и начинаем мотать новый провод прямо так, не убирая лишнюю бумагу. При этом бумага подгибается, охватывая зубец, и надежно изолирует обмотку от статора.

аватар: Дмитрий

Спасибо за дельный комментарий. Токи действительно указаны из таблицы плавких предохранителей.

 Другой таблицы просто не нашел. :) Думаю запаса в 2 раза будет вполне достаточно.

 

Добрый день!

Спасибо за прекрасную статью.

Я попробовал перемотать движок
С3530 от Turnigy. Он не был
сгоревшим, просто в полете перестал работать, только дергался, как будто одной
фазы не стало. Но не важно. Я его размотал, стараясь запомнить, как что было
намотано. На якоре 12 зубьев и на роторе 14 магнитов. Схема намотки, похоже, совпадает с той, что в таблице. Был он
намотан проводом 0.2 в 9 слоев, по 10 витков на зуб. Соединен, скорее всего,
треугольником (там не было общего вывода). У меня был провод 0.25 и я
пересчитал, что мне надо 6 жил для получения того же эквивалента сечения.

Перемотал, собрал, подключил.
Сразу заметил, что регулятор, при инициализации выдает звук значительно тише,
чем раньше. Тихонько даю газ, ротор начинает вращаться в одну сторону, потом
издает визжащий звук и начинает вращаться в другую. Подумал, что где-то ошибся.

Разбрал движок, снял обмотки и
через пару дней опять перемотал. Теперь уже точно никаких ошибок не было. Подключаю
– та же история.

Подскажите, пожалуйста, где я что
делаю не так?

аватар: Дмитрий

А вы с другим регулятором пробовали этот мотор?
Не пробивют ли обмотки на корпус?
Очень важно не перепутать направление обхода зубьев.

С другим регулятором не пробовал. Но этот регулятор (на 30 Ампер) у меня работает на другом самолете с точно таким же мотором, только заводской намотки.

Обмотки на корпус не пробивают, я проверил.

Может я что-то напутал в намотке? В таблице порядок обозначен следующим образом:   AacCBbaACcbB

Делал я так:

Начал с обмотки А. Первый зуб по часовой, затем соседний(который правее) против часовой, потом диаметрально противоположный - по часовой и соседний (короый левее) против часовой. Получилось, что выводы этой обмотки выходят диаметрально противоположно. Начало - с первой "А" и конец - со второй "а".

После этого аналогично мотаю обмотку С, начиная с зуба, который против часовой и потом обмотку В с зуба по часовой.

Правильно?

Michael_il

 

Пе ред тем как запускать мотор после перемотки,нужно накинуть ротор,закоротить обмотки и поврощать ротор.Ротор должен крутиться равномерно во всех направлениях.Если где-то чуть-чуть проскакивает немного,то это означает,что где-то перепутано напрвление намотки!!!Разбирать и проверять!!!Иначе можно остаться без регулятора.

 

Скоро буду перематывать С4240-900,он намотан девчонками из Китая по схеме Дельта 12N14P тобишь он AabBCcaABbcC,ваш  С3530 абсолютно идентичен.Перематывайте по этой же схеме и незабудьте проверять себя.

Схемы намотки 12N10P и 12N14P одинаковые. http://www.powercroco.de/schema12N14Pv.html

Мотать лучше максимально возможным толстым проводом.

Вроде, подергивается ротор при закоротке обмоток Undecided.

Ozzz, ваш линк очень помог. Теперь я знаю, где у меня "хомут".

Спасибо!

Перемотал двигатель Turnigy SK3530 по схеме LRK 15 витков треугольник, но теперь регуляторы от Dualsky типа XC2512BA, XC4018BA не хотят с ним работать (медленно вращается рывками),а регуляторы "Pilotage Stamina 20A V2 Heli" и "Hobbyking SS Series 60-70A ESC" крутит его нормально, хотя последний иногда тоже в "ступор" входит.

Посмотрел осциллографом сигналы на фазах: регулятор Pilotage при старте формирует импульсы 35 мс, а Dualsky - 70 мс, "Hobbyking" - не смотрел.

 

Для LRK нужны какие-то особенные  режимы?

аватар: Дмитрий

Многие регуляторы позволяют изменять эти "тайминги". Dualsky вроде можно программировать карточкой от Турниги.
При перемотке, вы меняете характеристики мотора, поэтому возможно требуется настройка регулятора.

YES! 

Ozzz, спасибо еще раз за линк. Я перемотал по нижней картинке, теперь движок работает!

Как все-таки, мало надо человеку для счастья!

Smile

аватар: Дмитрий

Добавил в статью, схемы намотки 12N10P и 12N14P моторов. (Спасибо Ozzz за интересную ссылку)

Тайминги менял - результат не меняется :(

аватар: Дмитрий

Посмотрел на способы намотки 12N мотора и подумал, а есть ли разница в том какие выводы соединять если мы мотаем LRK?

Набросал временные схемки на бумажке и в результате пришел к выводу:

От того какие концы вы соединили мотор будет работать по разному. Вроде они все одинаковые, но как оказалось есть разница.

Важно соединить именно 3 начала или 3 конца (для соединения звездой), а в случае с треугольником - попарно(конец+ начало = вывод).  Если вы их не пометили изначально и потом соединили 3 вывода подряд - высока вероятность неправильного соединения. При таком соединении один из трех циклов не будет работать.

Возможно кому-нибудь пригодятся ссылки по удельному сопротивлению
провода,пересчета с многожила на одну жилу и обратно.(ресурс
общедоступен).

www.dvigatel.org/provod/

www.dvigatel.org/perescet/

 

Если вы уверены,что после перемотки,характеристика моторчика вас устраивает (тяга,ток и т.д.) то при желании,обмотки можно залить ШЕЛЛАКом(это лак на спиртовой основе) 2-4 слоя(для ускорения высыхания можно чем-нибудь погреть,Термофеном или над плитой подержать).Он механически свяжет витки обмотки и предотвратит их взаимное ерзанье на зубах статора.

Если же сгорел опять или что-то еще,то демонтаж обмотки можно произвести с помощью Термофена 300-400С,греть и пытаться разматывать еще греть и т.д.Самое главное долго не держать,лак статора при высокой температуре начинает размягчаться.

C6374-200 перемотанный 1мм(по меди) и залитый Шеллаком отлично себя чувствует,выжимаю его по максимуму ток статики под 120А,тяга с APC 22x12E чуть больше 13кг при 10S.При температуре окр.воздуха 28С после посадки температура движка  порядка 80-85С.

Здравствуйте. У меня сгорел двигатель Dualsky 2830-10. Каким одножильным проводом его лучше перемотать и на сколько витков? Стоял он у меня на лет. крыле с винтами 8х6.

аватар: Дмитрий

Мотайте проводом 0.4-0.5мм.

Наматывайте столько витков, сколько сможете (но учтите, что надо еще мотать соседние зубья).

Можете намотать по схеме LRK. Схемки намотки преведены на 2ой странице статьи.

Помечайте начало и конец провода. :)

Спасибо, Намотаю по LRK  схеме.

Ув. коллеги. подскажите пожалуйста. увеличение числа зубцов статора влияет на Kv (при одинаковом числе витков? Какие действия при изготовлении двтгателя необходимо предпринять для максимального увеличения крутящего момента и минимальных оборотов. Необходим низкооборотистый но упрямый моторчик. Спасибо.

[Гость2]_куда моторчик ставить будете?

на продольную подачу токарного станочка через редуктор

Вот неплохая документация по сборке мотора от немецкого производителя http://torcman.de/motoren/manuals/anl_eco_200e_scr.pdf

имеется вентилятор 25х25 мм на 5 вольт и 0,16 А. Хочу,чтобы  вращался от трёх вольт,потому что от 3.6 вольт он только дёргается. Можно ли путём уменьшения числа витков достичь этого? И насколько витков надо уменьшить? Есть ли какие-нибудь расчёты или формулы для вычисления уменьшения и увеличения числа витков ,чтобы можно было изменять подаваемое напряжение?

Здравствуйте! Приобрел двиг б/к HiModel A2212/10 1400 Мексимальный ток: 16А (60 сек) при 10В для боев. Но учавствовать пока передумал. Мне сообщили, что для 5 мин полета ему необходим минимум аккум 30с 1300. У меня же один 1000 3S 15с, другой 1000 3S 30с. Покупать другие пока не хочу. Если унего обмотка треугольник, могу ли я исправить на звезду, что бы использовать эти аккумы? Если да, то насколько я пожертвую мощностью. Заранее спасибо.

 

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
КАПЧА
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.